Сложившийся в российском обществе стереотип по отношению к людям с инвалидностью постепенно ломается. Свою лепту в процесс социализации вносит и автор фотопроекта «Зазеркалье» Анастасия Виноградова. Будучи фото- и подиумной моделью международного класса, она пытается вовлечь в мир красоты тех, кто так же, как и она, оказался в инвалидной коляске. Они ломают стереотипы в мире моды, в модельном бизнесе, выходя на подиумы и позируя перед фотокамерами. Как, несмотря на физический недуг, не сломаться и достичь вершин, неподвластных порой даже физически здоровым людям – в интервью «ФедералПресс».
– Анастасия, начать разговор хотелось бы с новости о запрете въезда на Украину нашей участницы «Евровидения» Юлии Самойловой. Как вы отнеситесь к этой ситуации?
– На самом деле, я не политизированный человек. Говорить о том, что Юлю лишили шанса… Если так, может быть, это и к лучшему. Возможно, в ее жизни будет что-то более интересное, в чем она полностью проявится.
– Сегодня у особенных, скажем так, людей стало больше возможностей для личной реализации?
– Да, нас стали замечать, благодаря различным социальным мероприятиям, социальным проектам, о нас стали больше говорить, нас стали больше показывать и, самое главное, нас перестали бояться. Происходит ребрендинг образа инвалида, как говорит Янина Урусова: меняется сложившийся негативный имидж инвалида как попрошайки. Обществу показывают, что люди с инвалидностью – герои, победители, что они достойно преодолевают трудности. Это, может быть, две крайности, но последнее все-таки лучше, чем сохранение негативного имиджа людей с физическими ограничениями.
– На «Неделе моды в Москве» вы были в качестве зрителя. Какие впечатления у вас от моделей на колясках, которые вышли на подиум и продемонстрировали коллекцию выпускницы Лаборатории Вячеслава Зайцева Татьяны Мальчиковой?
– Вы знаете, показ произвел на меня очень положительное впечатление. Я сама модель с большим стажем, поэтому для меня показ мод моделями с инвалидностью – уже привычное явление. Мне бы только хотелось, чтобы в интегрированных показах было равное число девушек на колясках и здоровых моделей.
Что касается коллекции… У меня черный цвет всегда ассоциировался с трауром, но сегодня я увидела его с другой стороны: в этой коллекции был блеск. Как имиджмейкер могу сказать, что подача была очень праздничной, очень правильной.
– Вы ведь и сами даете людям с инвалидностью шанс показать себя. Ваш фотопроект «Зазеркалье» быстро набрал популярность.
– Да, это так. Но это проект, скорее, не социальный – мы больше говорим о фотоиндустрии, о рекламе. То есть в дальнейшем я планирую продвигать своих моделей (неважно, из Москвы они или из других городов), давать им возможность сниматься в глянцевой рекламе, помогать заключать договоры с агентствами, с известными марками косметики, парфюмерии, ювелирных изделий и т.д., чтобы девушки и молодые люди с инвалидностью могли зарабатывать деньги, используя свои прекрасные внешние данные наравне со здоровыми моделями. Слоган проекта – мода вне стереотипов.
– На этом строится концепция «Зазеркалья»?
– Мы ломаем сложившиеся стереотипы. Концепция «Зазеркалья» в том, что на фото ты не видишь инвалидную коляску, не знаешь о том, что у человека есть физические недостатки, ты даже не подумаешь, что это человек особый. Наша экспозиция состоит из двух частей: фантазийный образ «Зазеркалья», где ничто не выдает физического недуга модели, и реальная картинка, где наша модель – на инвалидной коляске.
– Как давно существует «Зазеркалье»?
– Первый проект мы отсняли в июле прошлого года. В сентябре была выставка. После этого из Москвы и Подмосковья мне поступило очень много заявок от людей, которые хотели бы присоединиться к проекту и участвовать в нем в качестве моделей. Сейчас я в поиске достойного фотографа: в первом с нами работал именитый фотограф Юлия Бурулева, поэтому, конечно, хочется, чтобы уровень нового проекта соответствовал заявленной планке.
– А как вообще возникла идея?
– Идея лежала на поверхности: я сама модель, работаю на подиуме, участвую в фотопроектах. У меня очень много подруг, друзей, которые очень фотогеничны, и я подумала: почему нет. Повторюсь, «Зазеркалье» – не совсем социальный проект. У нас нет цели говорить о том, чего мы достигли, какие мы герои и т.д. Мы говорим только о красоте, о моде, о возможности для людей с физическими ограничениями быть конкурентоспособными в мире красоты, в мире фотобизнеса, в мире рекламы.
– Где планируете ближайшие съемки?
– Мы уже отсняли проект в Пензе, в конце апреля там пройдет выставка. Сейчас ведем переговоры с Екатеринбургом, Питером и Краснодаром.
– Как подбираете моделей? Где их находите?
– Моделей нахожу в Интернете, через социальные сети. Иногда через друзей, иногда люди пишут сами. Я принципиально не беру ребят с ДЦП, потому что с ними сложно работать в плане фотопозирования. Хотя я знаю прекрасную модель Анастасию Аброськину, у которой ДЦП и которая свои особенности превратила в свою изюминку – она действительно очень круто работает как фотомодель. Есть у нас еще модель с ДЦП Владимир Ахапкин. Он также участвовал в моем фотопроекте. Это те люди, которые действительно победили свой недуг, превратили его в свое достоинство. В основном, у меня модели на колясках, скажем так, с неярко выраженной инвалидностью.
– Кто создает образы для фотосъемок?
– Образы создаю я – как стилист, как имиджмейкер-консультант. Мы договариваемся с дизайнерами, и они предоставляют нам одежду. На протяжении всех съемок «Зазеркалья» и в Москве, и в Пензе, с нами работает дизайнер Кирилл Минцев, который делает для нашего проекта специальные аксессуары по в веревочной технике – это эксклюзивная техника.
– Среди готовых фото есть и довольно откровенные. В этом тоже есть скрытый смысл?
– Да, мы стараемся не только сделать моделей с инвалидностью конкурентоспособными, а еще говорим о том, что сексуальность человека не зависит от состояния его здоровья. Посмотрите на девушек, которые были в «Зазеркалье» или которые были на подиуме «Недели моды в Москве»: они очень красивые, они сексуальны, они прежде всего женщины, у которых есть мужья, молодые люди, которые любимы и любят. Состояние здоровья нисколько не влияет на привлекательность женщин или мужчин с инвалидностью – об этом мы и говорим. У нас на выставке действительно есть провокационные фотографии, где оголена спина или грудь. Мы хотим и другим людям показать, что, даже находясь в инвалидной коляске, они могут оставаться такими же, какими были до травмы, до болезни. Главное – найти в себе силы, главное – иметь внутренний стержень.
– Есть ли уже первые контракты с вашими моделями?
– На данный момент нет. Дело в том, что мне приходится много заниматься непосредственно реализацией фотопроекта. Я думаю, когда пройдут все съемки, мы сделаем большую выставку в Москве, и следующим шагом будет поиск контрактов. Конечно, если контракты появятся раньше, мы будем только рады.
– Кто из известных людей вас поддерживает?
– Самым первым нас поддержал Дом моды Вячеслава Зайцева и его художественный руководитель Егор Зайцев. Для наших моделей там провели большой мастер-класс по фотопозированию, с нашими моделями занималась ведущий педагог Екатерина Пантелеева. Нас также поддержали телеведущая Тутта Ларсен, радиоведущая Татьяна Гордеева, дизайнер Максим Рапопорт (он предоставлял нашим моделям одежду для съемок), президент Центра развития эмоционального интеллекта Николас Коро, дизайнер Елена Брежнева (люксовая одежда для мужчин) и многие другие. Мы развиваемся, надеемся, что еще больше известных людей подключатся к нашему проекту, смогут сказать добрые слова о нашем проекте. Тем самым мы привлекаем внимание общественности.
– На ваш взгляд, в обществе кардинально изменится отношение к людям с инвалидностью?
– Я думаю, что на это уйдут годы. Сейчас мы еще даже не на средней стадии, а на начальной, в начале пути. До Европы нам еще очень далеко.
– Что нужно сделать, чтобы приблизиться к идеалу?
– Думаю, людей с инвалидностью надо чаще показывать по телевизору, рассказывать о них в СМИ – это самая благодатная почва для изменения мнения о ком-то или о чем-то. Я за то, чтобы телеведущими были люди с ограничениями, чтобы им давали возможность работать на телевидении, чтобы люди видели их на больших экранах. Когда нас будут видеть с экранов, а не только на улице, тогда возникнет определенное доверие. Это – чистая психология.