На российском рынке косметики появился Twerk! — антицеллюлитный крем. На его банке использованы образы «тверкующих» оренбургских девочек, танец которых в апреле 2015 года привел к скандалу всероссийского масштаба. Примечательно, что лиц танцовщиц, узнаваемых по черно-рыжим костюмам «пчелок», не видно — крупным планом на упаковке крема изображены ягодицы. Таким рекламным ходом производители товара, возможно, намекают потенциальным покупателям о результате использования крема. Как рассказали участницы «медового танца», ни к ним, ни к руководителю кружка не поступало ни одного коммерческого предложения. Это значит, что коммерсанты, и в том числе производитель крема Dash_Dash (производитель антицеллюлитного крема. — «Известия»), не имеют прав на использования скандального образа.
Депутат законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов усмотрел в использовании фотографий несовершеннолетних неправомерные действия. В частности, по его словам, может быть нарушена ч. 1 ст. 135 УК РФ — «Развратные действия с лицами, не достигшими 16-летнего возраста». В связи с этим народный избранник от фракции «Единая Россия» обратился в Следственный комитет России (СКР) с требованием проверить продукцию компании Dash_Dash на соответствие российскому законодательству (документ есть в распоряжении «Известий»).
Депутат уверен, что изображение на косметическом средстве «способно оказать развращающее влияние на несовершеннолетних лиц» — потенциальных покупателей. «Объектом преступного посягательства», по его словам, является «половая неприкосновенность, нормальное физическое и нравственное формирование» подростков.
«На крышке рекламируемой продукции изображены полуобнаженные несовершеннолетние девочки, предположительно участницы танцевального номера „Пчелки и Винни-Пух“, — сказано в обращение в СК.
В пресс-службе СКР заявили, что обращение депутата будет рассмотрено в установленном законом порядке, как только будет получено.
Cовладелица магазина Click-boutique, продававшего в интернете продукцию фирмы Dash_Dash, Елена Попова заявила, что ответственность за использование фотографий несовершеннолетних лежит непосредственно на производителе крема.
— Это вопрос к автору продукции. Я видела, какие кремы поступили, но, честно говоря, меня изображение на банках не смутило. Я не отвечаю за авторские права, я продавец товара. Может, Дарья связывалась с девушками, — говорит Попова. — Мы просто продаем бренд Dash_Dash, какая бы ни была упаковка. Это все-таки скорее рисунок, нет никаких подписей и лиц. Аналогии с танцовщицами могут провести только те, кто в курсе той истории. Я глубоко в тот скандал с ансамблем в Оренбурге не вникала и не думала о том, что костюмы у девушек цвета георгиевской ленточки.
Стоит отметить, что через пару часов после того, как „Известия“ связались с руководством интернет-магазина, вся продукция Dash_Dash была удалена с сайта Click-boutique.
— Попытки продавца уйти от ответственности не должны увенчаться успехом, потому что не всегда известно, есть реальный производитель или нет, — говорит Милонов. — Исследованием этого вопроса должны заниматься правоохранительные органы. Нужно понимать, что за продажу наркотиков отвечает не афганский душман, выращивающий их рядом с американской базой, а тот, кто их продает. Будет лукавством говорить, что вся вина только на поставщике, ведь в публичное пространство товар впускает продавец. Фотографии несовершеннолетних не могут быть использованы в коммерческих целях без письменного согласия на то законных представителей несовершеннолетнего. Весь „антицеллюлитный“ товар должен быть полностью изъят полицией, а уже после этого нужно провести жесткий допрос директора магазина, менедежеров по продажам, чтобы узнать, где вообще они эти кремы закупили.
По мнению Милонова, российские интернет-продажи сегодня неподвластны „суровой букве закона“.
— Продажа крема с такого рода рекламой — иллюстрация той вакханалии, той неправовой атмосферы, что царит сегодня в Е-commerce (электронные продажи. — „Известия“). Потому что с помощью Сети сегодня спокойно продаются подделки, контрафактные, опасные товары — могут продать такой антицеллюлитный крем, от которого ноги отвалятся и кожа облезет, — сказал Милонов.
В аннотации к антицеллюлитному крему Twerk! сказано, что продукт „разглаживает кожу и распрямляет духовные скрепы“. 50 мл сжигающего жир крема стоят 990 рублей, а в его состав входят эфирные масла, экстракты растений и гиалуроновая кислота. Но получить комментарий от производителя Дарьи Данюшевской о том, каким образом использование продукта поможет женщинам обрести внутреннюю гармонию и почему для рекламы товара были использованы образы оренбургских танцовщиц, не удалось.
Руководитель танцевального кружка Credo, в котором занимались девочки, Виктория Яковенко была удивлена тем, что появилась рекламная продукция с использованием изображений учениц. Она рассказала, что никаких коммерческих предложений танцовщицам не поступало.
— Мы сейчас посмотрим, каким образом в рекламе использовались изображения девочек, а затем уже будем думать, что делать, — говорит Яковенко.
Одна из исполнительниц „медового тверкинга“ эту информацию подтвердила и с полной уверенностью заявила, что никто бы в коллективе идею использования в рекламе их фотографий не поддержал.
Председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов (ЛДПР) считает, что появление рекламы с „тверкующими“ девочками является очередной провокацией, которой, по его мнению, был и весь „пчелиный скандал“.
— Вся эта история — наживка провокаторов, которую, к сожалению, наша общественность и правоохранительные органы „поймали“, — говорит Нилов. — Конечно, без согласия девочек, их родителей фотография не должна использоваться в коммерческих целях.
В то же время депутат сомневается, что доказать свою правоту родителям танцовщиц будет просто.
— Если это фотография со спины, то встает вопрос, как определить возраст изображенных на креме девушек. Более того, может, производитель специально сделал упаковку товара такой, что девушки ничего не смогут в суде доказать, — говорит Нилов. — Не исключено, что поставщик заявит, что образы на креме просто похожи на участниц оренбургского коллектива и не более того.
Член совета Гильдии маркетологов Николас Коро отметил, что авторские права производитель крема, скорее всего, нарушил дважды.
— Затронуты права как создателя ролика с «пчелами», выложившего видео в Сеть, так и непосредственно девушек-танцовщиц. Если экспертиза покажет, что это стоп-кадр из видео с девочками, то авторские права создателя видео будут доказаны, — говорит Коро. — Права танцовщиц можно будет доказать, ссылаясь на первый анализ, несмотря на то что лиц их на банке с кремом нет.
Также эксперт обратил внимание на то, что использование кадра с «тверкующими» девочками могло быть своеобразной акцией протеста, направленной против запретов современного танца.
— Крем Twerk! мы имеем право рассматривать как ироничный ответ на попытку запрета тверкинга. Сколько бы мы ни осуждали использование горячих новостей в целях увеличения товарооборота, такая практика была, есть и всегда будет, — добавил Коро. — Раньше пытались запретить ламбаду (куда более эротический танец), карате, саксофон, но ничего не вышло.
Напомним, 13 апреля 2015 года общественный резонанс вызвало видео отчетного концерта школы танцев Credo, работающей в Оренбурге. На видео несовершеннолетние девочки исполняют танец пчел. Как оказалось, школьницы занимались популярным направлением танца — тверкингом, подразумевающим сексуальные покачивания бедрами в такт музыке. Такой танец появился в начале 1990-х годов в Новом Орлеане (США).
Следственный комитет Оренбургской области сейчас проводит проверку по факту появления в Интернете видео откровенного танца. По словам представителей ведомства, в видео усматривались признаки нарушений ч. 1 ст. 135 УК РФ «Совершение развратных действий без применения насилия лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении лица, не достигшего 16-летнего возраста». Наказание за подобное преступление предусматривает от 3 до 10 лет лишения свободы. Мэрия Оренбурга приняла решение закрыть танцевальную школу до окончания следственной проверки.
Продолжением «тверкинг-истории» стало обращение в Генпрокуратуру РФ председателя Всероссийского общества прав потребителей образовательных услуг Виктора Панина с просьбой массовых проверок всех танцевальных, спортивных и творческих организаций дополнительного образования. Также общественник обратился к российские министерства с просьбой создать межведомственную комиссию, которая бы занималась проверкой образовательных программ на предмет соответствия их существующим нормам морали.