«Магазины разными уловками пытаются расположить покупателей приобретать больше продуктов, в том числе не всегда нужных, — говорит Наталья Николаева, социальный психолог. — Покупатели, в свою очередь, могут противостоять маркетинговым хитростям, следуя простым правилам».
«Мой район» предлагает несколько стратегий поведения в магазинах, которые помогут сэкономить бюджет.
НОСИТЕ В РУКАХ. Если вы зашли в магазин, чтобы купить продукты к ужину, а не на неделю, то берите с собой корзинку, а не тележку. Один-два продукта и вовсе можно унести в руках. Взяв тележку, покупатель пытается на подсознательном уровне заполнить ее, потому что она объемная и кажется, что продуктов куплено мало. Также в тележке не чувствуется вес покупок, а вот тяжелая корзина будет оттягивать руки, тем самым давая понять, что продуктов уже много.
Если за продуктами на неделю вы едете на машине, стоит пересмотреть эту привычку. Попробуйте ходить за такими покупками пешком, взяв рюкзак или сумку на колесиках. Вы будете брать то, что действительно необходимо.
НЕ БЕРИТЕ ДЕТЕЙ. Контролировать ребенка в гипермаркете достаточно сложно. Многие дети незаметно подкидывают в корзины некоторые товары, причем это не всегда то, что им нужно, им просто хочется что‑то купить. Так, на кассе обнаруживаются сладости, чипсы, мелкие игрушки и т. д. Не всякий родитель может отказать своему ребенку и оставить эти товары, а это лишние и к тому же ненужные траты.
ЗАКУПАЙТЕСЬ ПО АКЦИЯМ. В гипермаркетах почти во всех продуктовых категориях есть свои акции-скидки. Если вам не принципиальна марка товара, то можно попробовать покупать только по ним. Правда, здесь важно оговориться, что по акциям может продаваться товар с истекающим сроком годности.
Кроме этого, наличие значка акции не гарантирует, что данный товар действительно продается со скидкой или является самым дешевым в своей категории.
НА СЫТЫЙ ЖЕЛУДОК. В магазин нужно ходить после плотного обеда и в хорошем настроении. Голодный и недовольный человек склонен покупать больше товаров, как правило, жирных и вредных для здоровья. Также надевайте наушники и слушайте любимую музыку. Это поможет игнорировать звуковой фон в торговом зале, где обычно звучит расслабляющая музыка и сообщается о скидках (они, повторяясь много раз подряд, агрессивно подталкивают вас покупать что-то ненужное).
ОГРАНИЧЬТЕ СУММУ. Берите в магазин определенное количество наличных, которые вы готовы потратить. Эту сумму можно прикинуть, составив список необходимых продуктов. Банковские карты оставьте дома, чтобы не было соблазна воспользоваться ими. Рассчитываться за покупки именно наличными деньгами экономнее потому, что они физически ощутимы. В этом случае их естественным образом хочется меньше тратить.
СОСТАВЛЯЙТЕ СПИСОК. Перед походом в магазин составляйте список продуктов и следуйте ему. Список задает покупателю цель, помогая игнорировать ненужные товары. Особенно если вы закупаетесь в гипермаркетах, где глаза разбегаются от всевозможных акций и скидок. Это правило сохраняет не только деньги, но и время, проведенное в магазине.
Источники: Михаил Дымшиц, маркетолог, генеральный директор консультационно-маркетинговой компании «Дымшиц и партнеры», Наталья Николаева, социальный психолог, Николас Коро, главный куратор Исследовательского центра брендменеджмента и брендтехнологий, член совета Гильдии маркетологов.