Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
В следующем году в столице появится концепция развития сферы бытовых услуг. На разработку соответствующего проекта московские власти готовы потратить 5,5 млн рублей. Как рассказал «Известиям» замглавы департамента торговли и услуг Москвы Александр Иванов, конкурс на концепцию будет открытым, участвовать в нем могут как консалтингово-аналитические агентства, так и профессиональные участники «бытового» рынка. Он добавил, что среди мер, направленных на развитие сферы услуг, могут быть специализированные торги для предприятий бытового обслуживания, а также создание новых направлений сервиса — например, услуги для студентов.
Победители конкурса на право разработки проекта концепции должны будут проанализировать существующий рынок, оценить уровень развития, потребности людей, уточнил Иванов.
— Нужно определить направления движения и механизмы, которые позволят сделать бытовое обслуживание качественным, доступным, ближе к населению. Возможно, потребуются изменения в законодательстве, — добавил он.
По словам чиновника, даже если конкурс выиграет бизнес-консультант из «непрофильной» сферы, впоследствии к работе над концепцией привлекут профессионалов из области бытового обслуживания, таких как Ассоциация мультисервиса, Союз клининговых компаний и т.д.
— Как строить свой бизнес, решают предприниматели. Город может определить приоритетные зоны развития, не создавать дополнительных преград в правовом поле, — пояснил Иванов. — Нужно проводить ревизию существующих помещений, ставить вопрос о специализированных торгах для предприятий бытового обслуживания, чтобы они не конкурировали с крупным бизнесом, то есть, условно, чтобы прачечная не конкурировала за помещение с банком.
Иванов отметил, что точки бытового обслуживания в основном сосредоточены в жилых кварталах, но отдельные виды услуг — парикмахерские, ремонтные мастерские — успешно существуют в крупных офисных центрах.
— Одно из направлений развития сферы бытового сервиса — услуги для студентов. Они должны быть приближены к студенческим городкам, общежитиям, — говорит чиновник. — Есть предприниматели, которые уже занимаются такими проектами, например недорогими прачечными в общежитиях.
Член совета Гильдии маркетологов Николас Коро считает, что сфера бытового обслуживания должна пользоваться поддержкой города.
— Программа должна быть интегрирована с малым бизнесом и предоставлять налоговые льготы. В США, например, несмотря на «национальный акцент», абсолютное большинство прачечных и химчисток принадлежат итало-американцам — предприятия бытового обслуживания признаны социально значимыми, они экономят время домохозяек, позволяя им активнее участвовать в общественной жизни, — говорит эксперт.
По мнению Коро, в центре Москвы объекты бытового обслуживания могут возродить забытые исторические традиции, но для этого город должен создать точки предоставления услуг в едином стиле.
— В исторической части Москвы стоит сделать стилизованные под начало XIX века будочки, которые будут принадлежать городу и сдаваться за символическую плату. Тогда это будет выгодно бизнесу и востребовано потребителями. Сейчас объективно не хватает мест, где можно отремонтировать обувь, одежду, металлические изделия и т.д. за приемлемую плату, — полагает Коро.
Эксперт добавил, что сфера бытовых услуг должна быть жестко регламентирована, так как она связана с санитарными нормами.
Председатель Совета директоров аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа» Павел Гагарин считает, что льготные условия аренды, подключение к коммуникациям со скидкой и другие послабления могут быть предоставлены в рамках государственно-частного партнерства.
— Малый бизнес стоит поддерживать, но поддерживать реально, а не на уровне разговоров об этой поддержке. Чего точно не стоит делать в рамках работы над проектом — создавать новые законодательные акты. Надо систематизировать то, что есть, и научиться этим грамотно пользоваться. Не стоит брать каждый проект в режим «ручного управления», — полагает Гагарин.
Эксперт отметил, что практика специализированных тендеров применяется во всем мире.
Ведущий юрисконсульт фонда «Институт экономики города» Дмитрий Гордеев опасается, что вмешательство властей в сферу бытового обслуживания приведет к ее искусственному регулированию.
— Здесь должны работать законы спроса и предложения. Там, где объективно нужны прачечные, они появятся. Вспоминается история с решением убрать ларьки. Тогда очень многие потеряли работу. Можно понять, когда разрабатываются концепции развития общественного транспорта, но здесь, я боюсь, результат не оправдает вложенных средств, — заключил эксперт.