Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Баранов
Имя Иосифа Кобзона будет зарегистрировано в качестве общеизвестного товарного знака. Об этом «Известиям» рассказали в Первой патентной компании (ППК), которой и было поручено заняться регистрацией имени известного певца. Регистрация в качестве общеизвестной марки является высшей степенью патентной защиты. И первым среди звезд ее может получить Иосиф Кобзон.
Общеизвестный товарный знак редко регистрируется даже крупными компаниями, поскольку процедура является самой длительной (год и и более) и дорогостоящей (1–1,5 млн рублей). Заявитель должен доказать, что его имя не только известно каждому россиянину, но и ассоциируется именно с определенным человеком.
Как рассказали в ППК, инициатором регистрации «Иосифа Кобзона» стал известный продюсер Игорь Сандлер, взявший на себя оформление заявки. Как пояснил «Известиям» сам продюсер, таким оригинальным подарком он решил порадовать своего давнего друга. Сандлер подчеркнул, что после регистрации собственником товарного знака будет сам Кобзон.
— Вокруг его имени всегда вьются какие-то недоброжелатели, у нас много чего крадут. А это единственный человек-бренд в России. Чтобы защитить моего друга, нужно зарегистрировать этот товарный знак. Так он всегда будет в надежных руках, — уверен Сандлер.
Имя певца и по совместительству депутата Госдумы зарегистрируют как общеизвестный товарный знак по 41-му классу (культурно-массовые мероприятия). Патентная ценность «общеизвестности» товарного знака заключается в том, что такие знаки в отличие от остальных обладают бессрочным сроком действия и их можно передавать по наследству. Регистрация обычных товарных знаков продлевается каждые 10 лет. Помимо этого область охраны общеизвестных товарных знаков может распространяться на все товары и услуги, таким образом певец получает исключительные права на любой продукт под брендом «Иосиф Кобзон», даже если он зарегистрирован по другому товарному классу.
Как сообщил гендиректор Первой патентной компании Анатолий Аронов, общая стоимость регистрации «Иосифа Кобзона» составит примерно 1 млн рублей.
— Сначала предстоит провести социологическое исследование, которое докажет, что знак действительно является общеизвестным. Исследование мы закажем у НИИ социологических исследований РАН. Только их услуги обойдутся в 600 тыс. рублей, — сообщил Аронов.
Наталья Золотых, гендиректор патентной компании Transtechnology, сомневается, что товарный знак сможет принести правообладателю серьезный дополнительный доход.
— Его можно использовать только в тех областях, в которых Иосиф Кобзон уже известен, то есть в музыке, но здесь уже и так действует авторское право. Тем не менее товарный знак даст дополнительные гарантии, что имя будет защищено от несанкционированного использования, для продвижения товаров, — считает она.
Николас Коро, член совета Гильдии маркетологов, уверен, что по крайней мере странно выпускать продукты питания «Иосиф Кобзон».
— Знак может приносить максимальную прибыль только в тех областях, где имя уже хорошо известно. Так, учитывая его репутацию, можно было бы создать концертное агентство «Иосиф Кобзон».
Эксперты отмечают, что регистрация звездами своих имен становится всё более распространенным явлением. Одной из первых свое имя зарегистрировала Алла Пугачева, которая также оформила на себя товарные знаки «Филипп Киркоров» и «Филипп». Теннисистка Мария Шарапова зарегистрировала на себя бренд Sugarpova, под которым выпускала конфеты и украшения. Ответственнее всех подошла к защите имени Алина Кабаева: у нее в портфеле более 10 товарных знаков, включая разные варианты написания имени и фамилии, а также товарные знаки «Гимнастка Алина» и «Спортсменка Алина». В качестве товарного знака была зарегистрирована ее фотография.
Но «Иосиф Кобзон» первым из звезд регистрирует имя в качестве общеизвестного товарного знака. Из забрендированных фамилий высшую степень патентной защиты имеют только ТМ «Коркунов» (для конфет) и «Смирновъ» (для водки).