Фото: Михаил Вигнанский
Национальное агентство вина Грузии регистрирует в России шесть мест происхождения товара, чтобы защитить грузинскую продукцию от подделки. Речь идет о местностях, которые дали названия ряду известных сортов вин. Согласно российским законам, после регистрации компании, не работающие в соответствующем регионе, не смогут использовать данные названия. Поэтому недобросовестные предприниматели не смогут разливать «грузинские» вина, например, в Подмосковье.
— Регистрируем шесть наименований, это наши главные вина, — рассказали «Известиям» в Национальном агентстве. — Всего в Грузии есть 18 наименований места происхождения вина, из них 14 — в Кахетии, остальные четыре — в других районах страны. Документы (для заключения межправительственного соглашения о защите географических названий. — «Известия») Грузпатент уже направил в Москву. Мы уже зарегистрировали несколько мест происхождения в ЕС, в Казахстане и Украине. То же самое собираемся сделать и в России.
Согласно документам, поступившим в Роспатент, в первую очередь грузины регистрируют «Цинандали», «Твиши», «Киндзмараули», «Ахашени», «Мукузани», «Хванчкару».
При этом виноградников, где «выращивается» вино «Хванчкара», в Грузии осталось ничтожно мало, рассказала «Известиям» председатель Гильдии сомелье России Татьяна Шарапова.
— «Хванчкары» по сути нет даже в самой Грузии, «Киндзмараули» немного побольше, — говорит Шарапова. — Александроули и муджуретули — сорта винограда, из которых делают «Хванчкару», — очень эндемичные (свойственные определенной географической местности. — «Известия»). То, что завозят в Украину как «Хванчкару», по объему в 10 раз превышает количество производимого в Грузии вина этого типа. Не говоря уже о поставках в другие страны.
При этом, подчеркнула собеседница издания, в мире есть примеры, когда название небольших виноградников вполне законно используют и за их пределами. Например, рассказала эксперт, «Молоко Мадонны» — это виноградник площадью около 2 га, однако из Германии экспортируются миллионы бутылок, которые не имеют отношения в этому винограднику, и законом это разрешено.
— В Грузии могут пойти по немецкому пути, хотя эту практику все критикуют, — подчеркнула Шарапова.
Чтобы отличить поддельные «Хванчкару» и «Киндзмараули», председатель Гильдии сомелье советует сравнить эти вина у одного производителя. Если они практически не отличаются, то напиток ненастоящий.
— В 90% случаев в бутылку «Хванчкары» и в бутылку «Киндзмараули» наливают одно и то же, — объясняет Шарапова. — А это очень разные вина. Они делаются по одной технологии, но из разных сортов винограда, поэтому сильно отличаются по цвету, по аромату, по вкусу.
В грузинской ассоциации сомелье считают, что смогут удовлетворить российский спрос на «Хванчкару» и «Киндзмараули» настоящим вином.
— Грузия в 2012 году экспортировала в Украину 246 695 бутылок «Хванчкары». Ежегодно страна производит от 500 до 900 тыс. бутылок этого вина. Весь экспорт «Хванчкары» в 2012 году, составил 859 706 бутылок разных лет выдержки. Урожай сортов александроули и муджуретули, из которых производится «Хванчкара», в зависимости от года, составляет от 600 до 1 000 тонн, что вполне достаточно для производства указанных объемов, — утверждает президент ассоциации Шалва Хецуриани.
Можно предположить, что регистрация мест происхождения была согласована с Роспотребнадзором РФ во время российско-грузинских переговоров о ввозе вина, считает гендиректор компании «Зуйков и партнеры» (занимается патентным правом) Сергей Зуйков. Таким образом решен вопрос с инстанцией, проверяющей качество этого продукта.
— После такой регистрации производители, желающие использовать данные наименования на территории России, должны будут доказать, что они производят свои товары именно в указанном регионе и их товары соответствуют заявленным свойствам, и получить соответствующее свидетельство в Роспатенте, — поясняет партнер адвокатского бюро DS Law Александр Филимонов. — Для выдачи свидетельства Роспатент потребует документ, подтверждающий право заявителя на использование заявленного наименования в стране происхождения.
Грузинские винные бренды имеют неплохие перспективы на российском рынке, считает член совета Гильдии маркетологов Николас Коро.
— Эти бренды ностальгически окрашены для аудитории старше 40 лет — это довольно активные потребители вина. За два последних года к возвращению грузинских вин подготовлена и молодая аудитория, — говорит эксперт.
20 июня первая партия грузинского вина прошла таможенный контроль — 30 тыс. бутылок Винной компании Дугладзе. Как известно, грузинская сельскохозяйственная продукция, минеральная вода и вина были запрещены в России в 2006 году. Тогда производителей этих товаров обвинили в нарушении санитарно-эпидемиологических требований. Политологи связывали такое решение российских властей с обострением отношений с соседями и антироссийской позицией президента Грузии Михаила Саакашвили. В нынешнем году глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко снял запрет на поставки.