Производитель водочной линейки «Белочка», компания ООО «Русинвест», оспорила запрет Роспатента на регистрацию образа взъерошенной белки, изображенного на бутылочных этикетках выпускаемой ею водки. Ранее Роспатент выносил решение о запрете патентовать мультипликационную «адскую белку», но апелляционная инстанция, рассмотрев доводы спорящих сторон, поддержала производителей алкоголя.
Роспатент в течение двух лет сопротивлялся попыткам производителя водки получить права на товарный знак «Белочка: Я пришла!». В октябре 2012 года «Русинвесту» удалось оспорить запрет на регистрацию товарного знака, а в конце марта этого года — запрет на регистрацию этикетки и самого изображения белки. По словам источника в «Русинвест», отказы следовали один за другим из-за письма Минздрава в Роспатент с просьбой не патентовать название этой водку и ее этикетку, так как схожий персонаж, белка, используется в роликах антиалкогольной кампании ведомства.
Стоит отметить, что патент на изображение белки на водочной этикетке, полученный «Русинвест», не помешает Минздраву снимать в дальнейшем свои ролики.
— Несмотря на наличие регистраций товарных знаков «Белочка: я пришла», ООО «Русинвест» не может монополизировать образ белки и запрещать
— Нынешнее решение поставило точку в спорах между представителями алкогольного рынка и Минздравом. По сути, Минздрав лишился последней надежды на то, чтобы свернуть этот водочный бренд, — говорит руководитель Центра исследования федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз.
Заявка на регистрацию этикетки водки с мультипликационной белкой с вытаращенными глазами, взъерошенной шерстью, держащей в лапах орех, была подана в Роспатент в марте 2011 года. А в ноябре прошлого года патентная палата вынесла решение — в регистрации визуального образа отказать.
Экспертиза изображения показала, что белка с оскаленными зубами и выпученными глазами производит негативное впечатление, а в совокупности с фразой на этикетке «Белочка: Я пришла!» и вовсе отсылает потребителя к жаргонному названию психического заболевания — белой горячки. В заключении Роспатента говорилось, что в отношении алкогольных напитков «заявленное обозначение, содержащее пусть жаргонное, но очевидное название заболевания, связанного с чрезмерным употреблением алкоголя, может восприниматься как негативное и способно вызвать возмущение общества». Как заключило ведомство, регистрация образа противоречит общественным интересам и принципам морали, принятым в обществе.
Перед Новым годом производители напитка подали возражение в Коллегию палаты по патентным спорам, в котором отметили, что экспертиза Роспатента не учла, что сам водочный товарный знак «Белочка» известен широкому кругу потребителей и не вызывает возмущения. Доводы экспертизы об «оскаленной морде и выпученных глазах» производители водки сочли весьма субъективными, поскольку понятие красоты является непостоянным. В пользу того, что вид белки не носит антиобщественный и аморальный характер, компания привела аргумент, что этикетка уже запатентована за рубежом, в частности — в США, Литве, Армении, Азербайджане и Казахстане.
— За то время, пока компания «Русинвест» вела споры с Роспатентом и Минздравом, водка увеличивала продажи, — говорит Вадим Дробиз.
Популярность напитка, по мнению аналитика, появилась в основном благодаря этому противостоянию и антиалкогольным роликам Минздрава с безумной белкой в главной роли. Данные компании «Русинвест» подтверждают слова алкогольного эксперта. Так, в 2011 году после старта продаж водки в феврале было реализовано 10 тыс. декалитров, а в сентябре этого же года — более 80 тыс. декалитров. Как сообщил представитель «Русинвест», сейчас рекламный кейс продукта изучается в качестве примера парадоксального бренда на факультетах «менеджмент», «коммерция и маркетинг» в ряде вузов.
Минздрав в рамках антиалкогольной кампании снял два ролика с участием белочки: «Адская белочка: Бухаете? Я иду к вам!» и «Адская белочка: Толян-братан». Оба ролика набрали по несколько миллионов просмотров на YouTube и стали основой многих пародий. Член Совета гильдии маркетологов Николас Коро в беседе с «Известиями» назвал социальные ролики Минздрава единственным удачным антиалкогольным проектом ведомства, который произвел эффект. То, что водочным брендологам удалось перевести «адскю белочку» из антиалкогольного поля в алкогольное, маркетолог объясняет отчасти несовершенством российского законодательства, которое запрещает использовать образы животных и людей в рекламе алкоголя, но не запрещает использовать образы животных в рекламе водки.
Источник: http://izvestia.ru/news/547758