Случилось страшное. Европейская конина, которую находят то в британских гамбургерах, то в итальянских равиоли, «доскакала» до российских прилавков.
Всероссийский государственный центр качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов обнаружил ДНК лошади в трех видах колбас отечественного производства. Одни эксперты не исключают, что мы имеем дело с отголосками «черного пиара». Другие говорят, что скандал не стоит выеденного яйца: ДНК лошади и конина — «две большие разницы».
Все началось с того, что Россельхознадзор разместил на своем сайте информацию о проведении молекулярно-генетического анализа готовой мясной продукции российского производства. В результате — выявлена ДНК лошади в трех видах колбас. При этом на товарной этикетке не говорится, что в колбасах содержится конина. Да и рецептура этого не предусматривает.
Судя по фотографиям на сайте Россельхознадзора, речь идет о продукции компании «Мортадель» и Клинского мясокомбината, их колбасы были изъяты непосредственно из торговых сетей. По словам представителя Россельхознадзора Алексея Алексеенко, злосчастная конина поставлялась в Россию с предприятий Испании, Франции и Германии. В настоящее время эксперты столичного управления Россельхознадзора выясняют обстоятельства происшедшего, сообщил он «Российской газете».
И одновременно Россельхознадзор обратился с письмом к заместителю гендиректора Генерального директората Еврокомиссии по здравоохранению и защите потребителя Ладиславу Мико, сообщил в пятницу замруководителя ведомства Евгений Непоклонов. В нем, в частности, говорится о серьезной обеспокоенности Россельхознадзора в связи с выявлением конины в произведенной в России мясной продукции из фарша и тримминга, импортированных из Франции. Россельхознадзор просит провести проверку сырья и продукции на предприятиях, поставляющих товары на российский рынок. Не содержится ли в них ДНК лошади? И представить России соответствующие материалы.
Это чисто технический вопрос, уверяет руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. По его словам, сейчас специалистам Россельхознадзора необходимо подсчитать процентную долю того или иного сырья, которое не должно быть в данном продукте исходя из информации на этикетке. Чтобы сделать вывод: было ли нарушение?
Об этом же заявил в разговоре с нашим корреспондентом президент «Мортаделя» Николай Агурбаш. По его словам, ГОСТ позволяет производителю осуществить замену одного продукта другим в объеме двух процентов, не указывая это на этикетке. В противном случае, из нее получилась бы «Война и мир». В отличие от Россельхознадзора, президент «Мортаделя» не считает свои товары фальсификатом и требует от ведомства убрать соответствующую информацию с сайта. Тем не менее, ведомство пока не спешит этого делать. Однако распространило сообщение, в котором говорится, что никакой угрозы для здоровья потребителей продукция «с кониной» не представляет.
«ДНК лошади и конина — это разные вещи. Допустим, хозяйка готовит куриный суп и разделывает курицу. Руками кладет ее в кастрюлю. Потом она — тем же ножом — разделывает говядину для жаркого. И теми же руками бросает ее на сковородку. Так вот, у нее в говядине будет ДНК мяса птицы. Но это не значит, что жаркое будет из курятины», — поясняет Юшин. На наших кухнях, подчеркивают эксперты, мы можем делать все, что захотим, но на производстве такой подход — уже нарушение. И если Россельхознадзор волнует даже ДНК, то ведомство, советуют специалисты, должно внепланово проверить те предприятия, которые поставляют нам в страну мясные изделия, не будучи аттестованными российскими ветеринарами. Вместо этого они располагают гарантиями соответствующих надзорных органов Евросоюза. Которым, как видно из этой (да и многих предыдущих) истории, веры уже нет никакой.
Ряд экспертов, с которыми пообщалась «Российская газета», не исключают еще одной версии: мясная индустрия стала жертвой пиар-кампании. Это довольно странная история, говорит вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. По его словам, в мире регулярно фиксируются различные случаи пищевого отравления, которые, если и попадают в информационное поле, то держатся там несколько дней. Здесь же скандал длится с нового года. Почему? «Во-первых, речь идет о дискредитации мяса, как такового. Возможно, за этим стоят производители органической пищи, которые имеют довольно серьезное лобби в Евросоюзе, — говорит эксперт, — Нельзя сбрасывать со счетов даже веганское движение. Во-вторых, скандал явно на руку компаниям, которые выпускают „товары-заменители“, например предприятиям соевой индустрии».
Корни этого скандала — в его гипертрофированном освещении со стороны СМИ, уверен член Гильдии маркетологов Николас Коро. Он напоминает, что десять лет назад на европейские прилавки попала австралийская кенгурятина. Событие, конечно, было на слуху — но не больше недели. Так что без грамотного пиар-хода со стороны «недоброжелателей» мясников тут явно не обошлось. Правда, сами представители мясной индустрии уверяют: никакого спада продаж не произошло. А во Франции и Норвегии потребители даже стали проявлять интерес к конине. Для них это необычный продукт и последние события, можно сказать, спровоцировали их попробовать такую продукцию, которую диетологи считают полезней свинины и даже говядины.