Фото: Екатерина Лебедева
Московские власти определились с подробностями инвестиционной программы по установке в Москве более 1,3 тыс. общественных туалетов нового поколения — с отоплением, горячей водой, зеркалами и рекламой. Как сообщил «Известиям» гендиректор ГКУ «Сантехработ» Анатолий Ашихмин, аукцион планируется объявить уже на этой неделе.
Дизайн новых модульных туалетов еще находится на утверждении в Москомархитектуре, но уже известно, что кабинки должны быть ярко-желтого, даже золотистого цвета.
— Мы хотим все туалеты перевести в эту гамму, чтобы они были узнаваемыми. Зеленые значки аптек, например, видны издалека, — отметил Ашихмин.
Общая сумма инвестиций в туалеты нового поколения, по самым скромным подсчетам, превысит 1 млрд рублей.
— Окончательная стоимость решится в ходе аукциона, — сказал гендиректор ГКУ «Сантехработ».
Инвестиционный договор с представителями бизнеса будет заключаться на 10 лет. Предполагается, что право размещения кабин выставят на аукцион несколькими лотами, их состав пока уточняется. По словам Ашихмина, инвесторы будут отобраны до конца этого года. А к лету 2013-го золотистые туалеты должны стоять по всей Москве — у станций метро, в парках и местах массового скопления людей.
О том, что «синие кабинки» на улицах Москвы доживают последние месяцы, в середине сентября заявил заммэра по ЖКХ Петр Бирюков. Тогда же были названы и основные требования к новым туалетам: отопление, освещение, горячая вода, зеркала и туалетная бумага. При этом кабинки должны быть не стационарными, а на автономном обеспечении.
Инвесторы будут зарабатывать на плате за пользование туалетами — ее городские власти регулировать не намерены. Кроме того, на фасадах туалетных модулей предполагается размещение рекламы. Анатолий Ашихмин добавил, что рекламные площади будут стандартного размера — 180x120 см.
Член совета Гильдии маркетологов Николас Коро полагает, что золотисто-желтый цвет для туалетов московские власти выбрали не случайно.
— Он вызывает неосознанное позитивное настроение человека, — подчеркнул он. — Если москвичи и гости столицы, много лет страдающие без достойных туалетов в городе, действительно их получат, это вызовет положительную реакцию.
С другой стороны, по мнению Коро, если владельцы модулей сделают цену на посещение слишком высокой, золотой цвет кабинок будет ассоциироваться с их обогащением. В любом случае золотые туалеты лучше, чем расписанные под хохлому.
— Несколько таких экспериментальных кабинок стоят в центре города. Если бы они появились везде, люди перестали бы покупать посуду, расписанную под хохлому, — сказал Николас Коро.
Эксперт сайта «Туалет.ру» Владимир Приоров считает, что при рыночной плате за пользование туалетами в 30 рублей затраты инвесторов могут окупиться за 2–3 года.
— В среднем модульные туалеты в день посещает 50 человек. Это во многом зависит от месторасположения. В кабинке у метро в выходной день может быть 300 посетителей, а в парке не наберется и сотни в месяц. Именно поэтому в зеленых зонах пока большие проблемы с туалетами, — подчеркнул Приоров.
Он усомнился при этом, что туалетная сфера будет интересна рекламодателям.
— На сегодняшний день в Москве около 500 частных туалетов, их владельцы в основном на фасадах размещают собственную рекламу, — сказал эксперт. — Возможно, новые более комфортные модули привлекут солидную публику. Нынешние модули неказистого вида и качества — не лучшая площадка для продвижения бизнеса.
Сложность заключается еще и в том, добавил Приоров, что на фасадах туалетов может быть размещена только очень специфичная реклама: таблетки от изжоги, противозачаточные средства, предметы гигиены. Приоров подчеркнул, что сегодня на туалетном рынке множество нелегальных игроков. Пластиковый модуль стоит 12 тыс. рублей и окупается за пару дней. Стоимость каждой новой кабинки может превысить 1 млн рублей. С другой стороны, туда действительно может пойти массовый посетитель, что будет полезно в том числе и для рекламы.
Председатель рекламной гильдии при Московской торгово-промышленной палате Ирина Матысяк отметила, что сегодня операторы наружной рекламы платят немалые деньги за право размещения конструкций на улицах города.
— У «туалетных» же инвесторов будут готовые площадки для заработка, — сказала она. Обычно на такие уступки власти идут, если инвестор, в свою очередь, предлагает горожанам бесплатные услуги. Однако уже решено, что туалеты будут платными.
— Это может быть поводом для разбирательства в ФАС, — сказала Матысяк. Она добавила, что в Европе реклама на туалетах и внутри них — весьма распространенное явление.