Фото: РИА НОВОСТИ/Григорий Сысоев
Вступление России в ВТО грозит коллапсом отечественной легкой промышленности, и без того находящейся не в самом лучшем положении. Но российские чиновники, похоже, нашли, чем ответить импортным производителям. Минпромторг, как следует из документов ведомства, выделил 170 млн рублей на изобретение инновационных тканей.
Как отмечается в материалах министерства, чиновники заказали разработку «инновационных полушерстяных тканей двойного назначения и швейных изделий, в том числе для детской, молодежной и женской одежды, а также школьной формы с заданным комплексом защитных свойств, форменной и корпоративной одежды с комплексом резистентных отделок». Причем если говорить о мужских деловых костюмах, то ведомство хочет насытить рынок дорогими элитными изделиями.
— В настоящее время рынок высокого ценового диапазона полностью представлен импортными товарами, — пояснили «Известиям» в ведомстве. — В то же время у нас в стране могут и умеют хорошо шить, а текстильная промышленность при помощи современных научных разработок может помочь швейникам получить доступное и качественное отечественное сырье.
Например, мужской костюм, изготовленный из выпущенной в рамках проекта ткани марки Super, будет стоить порядка 6–7 тыс. рублей, говорят в министерстве, а цены на импортные аналоги начинаются от 10 тыс. рублей. Поэтому чиновники уверены, что костюмы российского производства точно будут пользоваться спросом у населения.
Новые материалы будут разработаны и для спецодежды, это будут масло- и грязеотталкивающие костюмы с особым теплозащитным мембранным слоем.
Появятся инновационные российские ткани и для одеял и подушек, они будут обладать теплоизоляционными и деформационными свойствами. Их можно будет использовать в медучреждениях и «военном ассортименте», вживляя в нити наночастицы металлов, например серебра.
Производство нижнего белья тоже ждет прорыв. Население планируется обеспечить высококомфортным термобельем, мужским бельем повышенной износоустойчивости (гражданского и военного назначения), «женским элитным шелкоподобным с высокими теплозащитными свойствами», спортивными изделиями из тканей с антибактериальными свойствами.
— Вкладывая деньги в разработку новых материалов, мы можем и удержать «мозги» в науке, — напоминает президент Российского союза производителей одежды Светлана Беляева. — Теплозащитную одежду нашего уровня могут сделать не так много ученых, даже исследования финнов, норвежцев и канадцев базировались раньше на наших испытаниях.
Промышленный выпуск некоторых инновационных текстильных материалов и новых моделей одежды из них будет налажен уже в этом году. Часть тканей выйдет только опытной партией.
— После завершения проекта эти разработки будут тиражированы на все отечественные предприятия, которые ими заинтересуются. Это реальная возможность для предприятия занять свою нишу на рынке и выжить в конкурентной борьбе с импортом, — уверены в Минпромторге. — Любая инновация — это затраты, другое дело — что они в конечном итоге дадут предприятию и как быстро окупятся.
Выделения отдельных субсидий на монтаж нового оборудования для производства инновационных тканей или других компенсаций предприятиям ждать не стоит. Как говорят в министерстве, в отрасли существует единственная мера поддержки из федерального бюджета в виде субсидирования процентных ставок по кредитам, взятым на техническое перевооружение и на закупку сырья и материалов.
— Некоторые разработки уже начаты. Например, существуют секции для нанесения ионов серебра, но
Вступление в ВТО будет, по словам Беляевой, серьезным испытанием для отечественной легкой промышленности. «Необходимо применять компенсационные меры по защите внутреннего рынка и по продвижению собственной продукции на внешний рынок, — считает эксперт. — Нужны правовые меры по защите от контрафакта, возможно, квотирование по отдельным видам продукции». А так как в производстве массовой одежды российские предприятия неконкурентоспособны по цене продукции, можно соревноваться там, где мы имеем приоритеты, говорит Беляева. Например, в производстве теплозащитной одежды для суровых климатических условий.
Но есть и эксперты, критически относящиеся к таким инициативам чиновников. «Те люди, которые носят элитные деловые костюмы, даже если их шьет не портной, не интересуются морозоустойчивостью, у них есть автомобиль, — убежден маркетолог Николас Коро. — Такие материалы необходимо было бы разрабатывать для пальтовой ткани, и на этом можно было бы делать фишку. Это можно было бы продавать как ткань и в Европу, и в Америку».
Сейчас доля отечественных товаров текстильной и легкой промышленности на российском рынке составляет около 20%. К 2020 году, согласно стратегии развития отрасли, должен произойти технологический прорыв и доля отечественной продукции на внутреннем рынке достигнет 50%.