MENU

Рейтинг падает

Алкогольный дистрибьютор «Винэксим» подал заявление о собственном банкротстве. Эта компания прежде всего ассоциируется с одним из самых успешных водочных брендов — «Путинкой». Исчезновение компании с рынка не повлияет на судьбу популярного напитка, поскольку «Винэксим» не владеет правами на его производство. Причем, по мнению экспертов, популярность бренда не вернется на рекордный уровень, даже если Путин вновь станет президентом.

Политики — лакомый кусок для маркетологов всех стран мира. Популярное государственное лицо всегда интересно производителям алкогольной продукции, рассказал «МН» куратор исследовательского центра бренд-менеджмента и бренд-технологий (RCB&B) Николас Коро. Исключение составляет только Азия: в Китае закон запрещает использовать имена политиков, а в Японии и Корее производителям не позволяет этого национальный менталитет. В Европе и США чаще рассчитывают на аллюзии. В Германии некоторые сорта шнапса выпускались с этикеткой, на которой была женщина, внешне напоминающая канцлера Ангелу Меркель. В США после последних президентских выборов появлялись продукты марки Black in White.

«Имена политиков чаще всего появляются на водке — продукте национального характера. Однако нужно всегда учитывать целевую аудиторию», — считает куратор исследовательского центра бренд-менеджмента и бренд-технологий (RCB&B) Николас Коро. В качестве неудачного примера он назвал водку Medvedeff от компании «Ла термо». Коро уверен, что образ президента не соответствует целевой потребительской аудитории. Водка «Ельцин» пользовалась популярностью в Польше, но не в России.

Николас Коро отмечает, что если раньше именами первых лиц Кремля называли продукцию премиум-класса, то теперь используют для более дешевых продуктов. Пример — овощные консервы астраханского комбината под маркой «Пуин». Дизайн этикетки таков, что просматривается часть эмблемы ФСБ, а «Пуин» читается как «Путин». «Путиным» называли мороженое в Липецке, а мороженное ВВП в московских электричках называли «сладким Владимиром Владимировичем». Именем министра по чрезвычайным ситуациям Сергея Шойгу и его ведомства МЧС называли фильтры для очистки воды.

Иск о банкротстве «Винэксима» был принят арбитражным судом Московской области 10 января, дата рассмотрения пока не назначена. В карточке дела, появившейся вчера на сайте суда, указано, что задолженность организации перед кредиторами составляет 4,297 млрд руб. Главный кредитор компании — Россельхозбанк, ему компания должна 3,3 млрд руб. В декабре прошлого года банк уже отсудил у «Винэксима» и аффилированной компании ООО «Черемушкинский рынок» 1,9 млрд руб. Как рассказывают участники рынка, эти деньги должны были пойти на финансирование строительства торгового комплекса на юго-западе Москвы, но девелоперский проект так и не состоялся.

Сумма последнего иска для «Винэксима» совершенно неподъемна, говорит директор отраслевого агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз. Главным водочным брендом в портфеле «Винэксима» всегда была «Путинка», на долю которой приходилось 80% продаж. Природу успеха нетрудно объяснить: лучшим временем для «Путинки» стали докризисные 2006–2007 годы, когда продажи превышали 4 млн дал в год. Тогда она занимала второе место по популярности после «Зеленой марки» ( «Русский алкоголь»). Сам бренд, созданный бывшим вице-президентом по маркетингу компании Станиславом Кауфманом, принадлежал акционерам «Винэксима» только на 30%. Самой большой долей владела компания «Премиум», аффилированная со структурами братьев Ротенбергов. В начале 2011 года «Премиум» передала дистрибуцию марки от компании «Винэксим» частно-государственному альянсу «ВЕДК-Росспиртпром».

Сейчас «Путинка» занимает четвертое место среди российских водочных брендов с продажами 2,5–3 млн дал в год, ее опережают «Зеленая марка» (более 10 млн дал), водка «Пять озер» (более 5 млн дал) и «Беленькая» (более 4 млн дал). Перемен ждать не стоит, говорит Дробиз, даже если премьер Владимир Путин, на чьей популярности этот бренд вырос, вновь будет избран президентом России. Звездный час «Путинки» прошел, «настроения уже не те», объясняет эксперт.

Еще в сентябре все остальные бренды «Винэксима» — Rublevka, «Володя и медведи», «Война и миръ», «Гражданская оборона» и «Ленин в разливе» — были переданы неожиданно появившейся на рынке компании UMB Management Ltd. Как объясняет Вадим Дробиз, компании нужно было перевести бизнес на новое юридическое лицо, у которого нет такой плохой кредитной истории. Поэтому нынешний иск «Винэксима» о собственном банкротстве выглядит вполне логично.