О вторжении кризиса в кошельки нет смысла напоминать, потому что банально напоминать не о материальных трудностях отдельных людей, а о самом кризисе, которого на самом деле уже давно нет, ибо кризис заканчивается тогда, когда начинается адаптация к новым, пусть и не самым лёгким условиям.
Именно этот вводный, возможно, показавшийся
все это в совокупности позволяло спасти лицо легионам менеджерского сословия. Но важно и иное — начался отток доходов и у сопровождающего сословия, что автоматически вызвало уменьшение расходов в салонах, бутиках, клубах, а значит, спровоцировало и увольнения.
Казалось бы, эти сугубо социально-экономические наблюдения имеют очевидный и прямой вывод — покупать будут лишь то, что по карману, и тогда начнется эра процветания сетевых дискаунтеров. Но этого не произошло! В магазинах эконом-класса целевая аудитория практически не поменялась. Что же случилось? Где наплыв покупателей из бывших или разжалованных менеджеров? Ответ прост: сети имеют такой же бренд-статус, как и продаваемые в них продукты. Появиться в «Копейке» для офисного братства значит расписаться в своей хронической «лузерности» и поставить на себе карьерный и социальный крест. «Перекрестки», «Ашаны» — спасение для наших героев, прежде всего, потому, что они давно сменили позиционирование своего образа с «у нас так прекрасно, потому что по карману» на «у нас все достойно и адекватно по цене». Казалось бы, одно позиционирование экономически ничем не отличается от другого, но насколько они разнятся социально!!! Между «покупать то, что можешь себе позволить» и «покупать разумно» не просто дистанция, а целая пропасть. Получается, что оценивать новую генерацию покупательской среды посткризисного периода нужно по Ницше, а точнее, его фразой «между человеком и сверхчеловеком — два шага, но лежат они через пропасть».
Уже давно известно, что бренд отличается от торговой марки отнюдь не астрономией цифр рекламных бюджетов, а лишь позиционными вопросами, на которые покупатель отвечает сам себе: достоин ли этот продукт или услуга меня самого и поднимется ли мой социальный статус (в моих глазах и глазах окружающих), если я приобщусь к этому товару или услуге?!
Новое поколение покупателей, по уровню дохода повисших
Начнем с последнего. Нужно быть реальным самоубийцей или, точнее, убийцей собственного бизнеса, чтобы переносить кризисное мировосприятие дня сегодняшнего на ментальность блокадного Ленинграда. Никто в здравом уме и твердой памяти не побежит затариваться сахаром, солью и спичками, а уж тем более пятикилограммовыми пачками пельменей и трехкилограммовыми упаковками замороженных котлет. Спрашивается, для кого тогда переориентировались иные предприятия FMCG? Для кого они выпускают увеличенный килограммаж, кому адресуют новую гигантоманию? Как анализируются штатными маркетологами товарно-чековые истории, которые ясно дают понять, что потребитель не заразился раблезианством и стремится сохранить свои покупательские привычки и лояльность к тем брендам, которые, наоборот, снизили вес, размер, объем — тенденция, отражённая и в конечной цене покупок?!
А тренды? Где реакция на актуальные тренды в смененной позиции марочных капиталов? Неужели не очевидно, что именно сейчас люди как никогда готовы переплачивать лишь за свое здоровье (точнее, за обещание) и здоровье близких? Неужели штатные маркетологи так поверхностно воспринимают наш народ-покупатель, что не замечают линию державного патриотизма, с легкими акцентными корректировками в зависимости от стратификационного сегмента?
Вопросы не риторические, а жизненные и бизнес-ориентированные. С них мы и начнем в следующем номере. И это будет скорее не ницшеанский, а фрейдистский разговор о новой генерации покупателей и изменившейся бизнес-среде.