MENU

Задача государства – дать возможность завершить уже начатые проекты

«Журнал „Мясной Ряд“» (март 2009)

Агрохолдинг «Талина» вошел в список 295 системообразующих российских компаний, которым государство готово оказывать финансовую поддержку. Основные направления деятельности холдинга: кормопроизводство, свиноводство, мясопереработка. Всего за год «Талина» прошла путь от региональной мордовской марки до лидирующего по темпам развития и прироста капитала бренда.

Корреспондент журнала Наталья Веденеева встретилась с Президентом холдинга Виктором Степановичем Бирюковым. В беседе принял участие и вице-президент по стратегическому развитию Николас Коро.

– Виктор Степанович, существует точка зрения, согласно которой мировой финансовый кризис только усугубил кризисные процессы, уже происходящие в мясной отрасли.

– Честно говоря, я не понимаю, о каком кризисе идет речь. Если мы говорим о первых трех кварталах 2008 года, то рынок развивался, росла покупательская способность. Сырье было, доступ к финансовым ресурсам – тоже. Другое дело, что сейчас мы ощущаем последствия финансового кризиса. Как вы знаете, изменились условия кредитования, ужесточилась кредитная политика в целом… Конечно, все это негативно сказывается на ситуации в отрасли.

– Каковы, на ваш взгляд, первые уроки кризиса?

– Наверное, все мы по-новому, более критически взглянули на самих себя. Лично наша компания стала более мобильной в плане принятия решений на макроуровне. Раньше все шло по определенной накатанной колее. Теперь мы вынуждены быстро и гибко реагировать на ситуацию. Но я уверен в одном: мы и дальше будем расти и развиваться.

– Мясо – продукт стратегический. Но мы по-прежнему сидим на импортной игле, создавая тем самым угрозу для продовольственной безопасности собственной страны. Может быть, необходимо что-то скорректировать?

– Мне представляется, что проводимая сегодня политика в отношении отрасли разумная и правильная. Существующие ныне механизмы защиты рынка вполне работают. Постепенно уменьшаются объемы квот на ввозимое сырье. Не дай бог, если кому-то в голову придет «революционная» идея – запретить импорт сырья. Ни в коем случае не нужно делать резких шагов. Все должно происходить постепенно.

Возьмем, к примеру, свинину. Ждать быструю отдачу от свиноводческих комплексов просто нереально. С момента инвестиционной фазы до получения конечного продукта должно пройти время. К сожалению, финансовый кризис заставил нас забыть о новых проектах, а старые на какое-то время заморозить.

Приведу конкретный пример. В Ульяновской области мы купили запущенный свинокомплекс, проделали всю необходимую работу. Подготовили к реконструкции, закупили оборудование. Газ, электроэнергия, очистные сооружения – все уже есть. Но банк приостановил финансирование…

Мне кажется, сейчас задача государства заключается в том, чтобы дать возможность завершить уже начатые проекты.

– Расскажите о ваших планах в Забайкалье…

– Мы собираемся поддерживать хозяйства, занимающиеся мясным скотоводством. Это Читинская область и Агинский автономный округ. Сегодня там нет цепочки, включающей элементы создания т.н. ценности продукта – от кормов и заканчивая мясопереработкой. Той самой цепочки, которая в конечном счете формирует «справедливую цену» на рынке. У хозяйств нет возможности купить качественные комбикорма, получить квалифицированные ветеринарные услуги.

Мы готовы в этом помочь, а затем выкупить скот по нормальной цене, создавая в регионе «точки роста» – своего рода ориентиры для развития бизнес-среды.

– Знаю, что вы не так давно общались с Президентом Медведевым…

– Это было на совещании, организованном Российским аграрным движением. Когда очередь дошла до меня, то Дмитрий Анатольевич вспомнил, что несколько лет назад мы уже встречались. В то время Медведев в ранге вице-премьера курировал национальные проекты. «Как быстро летит время», – заметил в разговоре Президент. Я ответил, что время действительно летит быстро, но за этот период мы выросли в несколько раз.

Еще мы говорили о том, что государство повернулось лицом к селу, люди в это поверили. И начатые проекты просто необходимо довести до конца. Президент прекрасно понимает ситуацию и обещал всяческую поддержку.

– В условиях кризиса возможна активизация рынка сделок по «слиянию и поглощению». Нет ли желания поучаствовать в этом процессе?

– Мы не идем по пути «поглощений». Наша стратегия – кооперация. Смотрите, у нас есть излишки сырья, а у некоторых комбинатов недогружены мощности. Мы готовы разместить там свои заказы. В этом направлении уже идут переговоры с потенциальными партнерами.

– Мне сообщили, что в январе этого года объем продаж компании в сфере мясопереработки вырос на 8 процентов, а в стоимостном выражении – аж на 30 процентов. Результат просто фантастический. Как вам это удалось?

– Позвольте, я отвечу на этот вопрос (в беседу вступает Николас Коро. – Прим. ред.). Первое. Для потребителя важна социальная активность компании. Агрохолдинг «Талина» в ключевых регионах – это не просто предприятие, занимающееся продажей колбасы, а компания, развивающая целый ряд социальных программ.

Сюда входят поддержка детских онкологических клиник, именные стипендии «Талины» в ряде региональных университетов, помощь художникам и т.д.

Второе. «Атяшево» – фактически первая торговая марка в России, которая стала продавать «эмоции». Да-да, именно эмоции. Мы давно отказались от набившего оскомину слогана «колбаса из мяса» (хотя, естественно, по факту это так). Сейчас многие производители его используют. Мы же продаем то, что позволяет семье быть счастливой.

Наш сегодняшний слоган – «Дом. Счастье. „Атяшево“. Это может быть стандартный и привычный ассоциативный ряд: накормленный муж, здоровые дети…

Далее. Претендуя на федеральный бренд, мы сделали ставку именно на „Атяшево“. Здесь нет случайности. Почти в каждом регионе страны есть место (село, деревня) с таким названием. Таким образом, у потребителя возникает ощущение „своего“ продукта.

И наконец, ставка на экологически чистый и в то же время высокотехнологичный продукт. У нас своя кормовая база, своя свинина. Это экология, подтвержденная высокими технологиями контроля: от зернышка и до прилавка.

Сегодня Ассоциация производителей биопродуктов позволяет нам использовать наш „марочный“ капитал – „экостандарт“ (продукция экологического стандарта). Пока его не имеет ни один производитель.

– Поделитесь секретами вашей ассортиментной стратегии…

– Поделимся. (Смеется.) Конечно, сейчас у нас идет рекогносцировка внутри ассортиментного ряда. Мы пытаемся создать продукты под вкусы каждого региона, т.е. ориентируемся на некую среднюю вкусовую продукцию, принятую в данном регионе. Да, это ТУ, прежде всего.

Как вы догадываетесь, вкусы, к примеру, на вареные колбасы в Уфе и Казани или Нижнем Новгороде и Питере (даже в Москве и Питере) серьезно разнятся. Игнорировать данное обстоятельство было бы неразумно.

Но главное, сегодня потребитель крупных мегаполисов отучен от вкуса натуральной колбасы из мяса. И это не вина всех производителей, а речь идет о тех компаниях, которые любым способом пытаются увеличить маржинальность. Наша задача – вернуть потребителя к уже подзабытым вкусам настоящей колбасы.

Мы четко отслеживаем тренды потребительской активности. Сейчас потребитель в отличие от прошлого года пристальнее смотрит на ценник и различает цифры. Находясь в ситуации выбора: цена за килограмм продукции, которой ему отрежут, и цена за целый батончик, – покупатель предпочтет второй вариант.

На сегодняшний день часть продукции в мидл-сегменте мы минимизируем по весу и размерам, т.е. это должен быть целый батончик, вес которого соответствует средневзвешенной покупке.

И наконец, не размывая бренд „Атяшево“, мы вводим более четкую визуальную дифференциацию между „Атяшево“-премиум и „Атяшево“-стандарт. Расширяя ассортимент „Атяшево“-стандарт, мы предлагаем целую серию социальных цен, при этом не снижая качества продукции. Вот и все секреты.