Журнал «Продвижение Продовольствия № 1 (3) 2009»
http://www.habeas.ru/prod/2009/1/Koro
Николас Коро
Как водится, в период кризиса приобретают особую актуальность два извечных русских вопроса: «кто виноват?» и «что делать?». Не стал исключением и нынешний финансовый кризис.
Абсолютно убежден, что никаких экономических предрасположенностей к кризису в стране не было. Но были три рыночные отрасли, где скопилось максимальное количество вольных денег (и даже некоторый жирный переизбыток) в государстве, воспевшем оправданно железную вертикаль властного контроля (это некий микс между современной американской национализацией рыночных «крупняков» и нашей вертикалью власти). Но, согласитесь, это скопление достаточно опасно для государства, ибо неподконтрольно, а нам известно из новейшей истории, что жирная пенка финансового переизбытка всегда стремится к политическому краю переливания. Поэтому еще девять месяцев назад ваш покорный слуга и уверенно «накаркал», что банковскому рынку, ритейл-рынку и рынку FMCG вскоре придется очень несладко из-за своей финансовой беззаботной избыточности – грядет передел, спровоцированный ради укрупнения и простоты контроля! Правда же, друзья, десяток контролировать проще, чем сотни! Так и случилось. Отсюда вывод – коллеги, консолидируйтесь в лояльно значимые объединения!
Вот так, нахально и оперативно мы не только посмотрели, что происходит, и заодно безапелляционно ответили, что делать. Однако вариаций решения много больше, а если быть точнее в формулировках, то множество вариаций выхода гораздо шире. Слишком мудрено, скажете? Тогда придется вам меня простить за упрощение, которое будет отдавать лобовым цинизмом: производитель должен не просто маркетингово и стратегически осознать, но и действовать в новых условиях, демонстрируя сопричастную ответственность за то, что происходит в стране!
«Просто пора оставить разговоры про „мешающее“ государство и своими действиями показать готовность с долей ответственности за свой сектор производства и экономики», – сказал мне один мудрый хозяйственник, активно перестраивающий свои компании в новых условиях. Как? А очень просто – выживут те, кто при полной загрузке мощностей (если у вас таковая) будет не взвинчивать цены на продукцию, а размещать ее на предприятиях с недозагрузкой мощностей не по примитивному размещенческому контракту, а по консолидированной договоренности (под жестким контролем качества) с уступкой части своей маржи этому предприятию-разместителю. Или прямые консолидации, которые по факту будут иметь социальнозначимую долю конечной или промежуточной продукции – масла ли это, жиры, колбасы или
Опыт развития современной российской экономики прекрасно демонстрирует такую (относительную, по крайней мере, в экономическом плане) неприкасаемость.
Взгляните на алюминиевый вектор или на калиевый вектор, или на вектор растительных жиров!.. Кстати, если все-таки объединятся «ЭФКО» и «Солнечные Продукты», тогда, друзья мои, будет почти 70% кусок пирога, от которого зависят многие конечные марочные производители, сконцентрирован в одних консолидационных руках. А если произойдет консолидация, к примеру, «ТАЛИНЫ», «Останкино» или «Клинского», то вообще такая игра на потребительском рынке случится, что вообще войдет в анналы истории, но пока это мифогенно! Да и портфельные инструменты необходимо пересматривать, исходя из того, что средний класс псевдодисконтируется (но при этом средний чек уменьшаться по сумме не будет, просто вырастет количество товара, включенного в него), а премиальная группа потребителей, уйдя в эксклюзив, наконец по-настоящему станет премиальной (что, надеюсь, наконец-то отрезвит «Самсунг», истово пытающийся под одной маркой продавать товар во всех трех потребительских сегментах).
Тот мудрый политик-хозяйствен-ник, которого я уже цитировал, сказал еще одну ценную вещь: «Ну, скажи, где наша доля ответственности, когда мы при любом удобном случае стараемся поднять цену?! А когда продукция „встает“, кричим во весь голос: „Помоги, государство!“
А еще следует вспомнить, что помогать будут не всем, а только тем, кто демонстрирует готовность работать и думать не только о сиюсекундной прибыли. Как это показать? Поставьте знак равенства в своих стратегиях и стратегии внутреннего развития страны. Что получается у Вас? Вот то-то и оно! Но еще не поздно.
Факт остается фактом – накормить страну (на примере США и ЕС) могут примерно 3% населения, а по последней переписи в России на селе живет 28%. Есть о чем задуматься. А еще неплохо бы задуматься над фразой одного знакового чиновника, „пообещавшего“ мне в кулуарах, что реально государство поддержит и поможет 3% от нынешнего числа производителей.
Вспоминайте великого барона в работе Олега Янковского, которого чуть-чуть смыслово подправим: „Объединяйтесь, господа! Объединяйтесь!“