Федеральная таможенная служба ожидает, что в ближайшее время в Россию может хлынуть поток контрафакта из Белоруссии и Казахстана, с которыми у нас создан Таможенный союз.
— Говорить о тенденции пока рано — с июля, когда границы внутри Таможенного союза были окончательно открыты, прошло слишком мало времени. Но у ФТС есть определенные опасения, — заявил «Известиям» начальник отдела контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС Сергей Шурыгин.
Первые случаи были зафиксированы на российско-казахстанском участке границы еще в конце 2010 года. Уральское таможенное управление остановило более 5 тыс. пар контрафактной спортивной обуви из Китая, выпущенной для внутреннего рынка Казахстана, но следующей в Москву.
Причина опасений таможенников — различия в законодательстве трех стран. В Белоруссии партию поддельных товаров без заявления компании, которой принадлежит торговая марка, останавливать не могут. В Казахстане также. У российской же ФТС есть полномочия ex officio, и она может задерживать на границе товары, имеющие признаки контрафакта, без заявления самого правообладателя. То есть в России таможенники задерживают груз и запрашивают у правообладателя подтверждение подлинности товара. После чего (если подлинность товара не подтверждается) может быть заведено дело об административном правонарушении.
В России такие правила действуют с конца прошлого года и пока эффективны только наполовину, говорят в таможне. Тем не менее это позволило в первом полугодии 2011 года задержать на границе 64 партии товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в таможенный реестр таких объектов. Что же касается товаров и марок, включенных в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, то партий с их подделками задержано более 700.
Логисты и таможенные брокеры говорят, что лазейки для провоза контрафакта действительно есть — при наличии документов по растаможке в Казахстане или в Белоруссии можно ввести практически любой груз и он не будет подвергаться проверке в России. В таком случае количество контрафакта может увеличиться, но насколько — никто сказать не может: поддельную продукцию, проходящую между тремя странами, никто не брался подсчитать.
— Возможен ввоз контрафактных товаров через внешние границы, эта угроза остается, — говорит государственный таможенный инспектор Виктория Петрова, — и нам сейчас очень важно унифицировать наши законодательства со странами — участницами Таможенного союза и в этой сфере.
Источник в комиссии Таможенного союза пояснил, что пока документы по унификации этого положения не подготовлены, но в будущем таможенное законодательство будет объединено. Впрочем, по его словам, Белоруссия категорически против введения нормы ex officio, хотя в Казахстане она юридически работает. Но, по данным казахстанских юристов по ВТО, через Казахстан на сегодняшний день импортируется более 80% контрафактной продукции. В комитете таможенного контроля минфина Казахстана не смогли оперативно ответить на запрос «Известий». Получить комментарий белорусской стороны также не удалось.
Процедура ex officio хотя и прописана, но не действует, утверждает главный куратор Исследовательского центра бренд-менеджмента и бренд-технологий(RCB&B) Николас Коро.
— Мне не известно ни одного случая отзыва и конфискации продукции на территории Казахстана среди марок, — говорит эксперт. — Об этом постоянно говорят ключевые дизайнеры, в том числе и российские, так как большая часть контрафакта идет именно через казахскую границу.
Николас Коро уверен, что опасения ФТС отнюдь не беспочвенны.
— Мы, пускай медленно, но максимально близко придвинулись к европейскому авторскому праву, действующему внутри шенгенской зоны, где без предварительного заявления можно конфисковать партию явного контрафакта, — говорит Коро. — И было несколько прецедентных случаев с гражданами России, Белоруссии и Казахстана, когда конфисковывались даже контрафактные сумки для личного пользования.
Как только Таможенный союз заработает в полном масштабе, на территорию России моментально хлынет поток контрафакта ключевых марок, уверен эксперт. На первом месте, по его расчетам, окажется Louis Vuitton, на втором — Chanel, на третьем — Gucci и Hugo Boss.
По оценкам Коро, ввоз контрафактной продукции увеличится на 300% как минимум. Причем Белоруссия представляет не меньшую угрозу, чем Казахстан.
— Не стоит забывать, что количество профессиональных челноков-контрафактчиков на территории Украины зашкаливает, — говорит Коро. — При этом граница между Украиной и Белоруссией гораздо прозрачнее, чем у России и Украины.
От западных соседей России стоит ожидать, по его словам, увеличения прямого потока подделок из Турции и Польши.
«ИЗВЕСТИЯ»Мария Жебит
Источник: izvestia.ru